В Белоруссии построили свой Ё-МобильПока своей легковушки у белорусов нет, попытку собрать автомобиль осуществили простые школьники в гаражном массиве на окраине Гродно. «Комсомолка» испытала гродненскую самоделку.
В интернете сразу же нашлось много скептиков: мол, это все несерьезно, все равно из этого ничего хорошего не выйдет. Другая половина критиков положительно оценила увлечения ребят: лучше собирать в гараже самоделки, чем курить по подъездам. Как только ни называли этот агрегат в интернете: гипсовой кибиткой, нашим ответом ё-мобилю и даже Ў-мобилем. Но едва стало понятно, что самоделка реально ездит, корреспондент «Комсомолки» отправился на тест-драйв.
То, что сейчас может называться первым белорусским электромобилем - что-то среднее между кабриолетом и мотоколяской. Фары, капот, лобовое стекло, панель приборов, два пластиковых сиденья, руль. Задняя часть не такая типичная: узкая корма, за стоп-сигналами спрятано поворачивающееся колесо. Кузов слеплен из стекловолокна и выглядит не очень привлекательно. - Конечно, над кузовом нужно еще работать и работать, но пока отсутствие финансов не позволяет довести его до ума, - соглашается главный разработчик самоделки 17-летний Александр Козлов.
Фактически, назвать это транспортное средство автомобилем нельзя. Потому что никакая ГАИ не поставит этот агрегат на учет хотя бы потому, что в графу техпаспорта «Объем двигателя» невозможно вписать цифру «ноль». Мотоциклом назвать это тоже не получится - ведь у мотоцикла должно быть два колеса. Может, электрокар?
- А я и не собираюсь ставить его на учет или ездить по дорогам общего пользования, - объясняет Саша. - Можно сказать, это наш тестовый вариант, и если все получится, мы будем развивать идею дальше.
Подкапотное пространство практически пустое: пару жгутов проводов и одинокий аккумулятор на дне. То, что во «взрослых» машинах называют силовым агрегатом, прячется за фальшрешеткой радиатора. Это маленький электрический двигатель производства ГДР, который раньше ставили на лентопротяжные механизмы промышленных станков.
- Он разгоняется до скорости 1200 об/мин., поэтому мы поставили редуктор. Он уменьшает обороты в 14 раз, соответственно увеличивает в 14 раз крутящий момент, - рассказывает технические подробности Саша. - Сейчас за такой двигатель просят 350 долларов, но мне удалось купить его на аукционе за 600 тысяч рублей.
Сэкономить удалось и на плате управления двигателем. Чтобы не заказывать из Америки плату за 150 долларов, Саша спаял блок самостоятельно. Всего же на постройку электромобиля ушло 8 миллионов рублей, из которых 500 долларов было потрачено на четыре тяговых аккумулятора, каждый емкостью 80 А/ч. Именно они, последовательно соединенные, и питают электродвигатель, а установлены сзади - для лучшей развесовки. А под капотом находится то, без чего не может обойтись ни один настоящий электромобиль - разъем для подключения зарядки. Чтобы зарядить все четыре аккумулятора сразу, Александр спаял самодельное зарядное устройство.
- Пришлось ставить мощный трансформатор, менять диоды и всякие другие детали, - говорит он, показывая на кучу плат и проводов на полу. - Мы подсчитали, что по нынешним тарифам на электричество полная зарядка стоит всего 1000 рублей. А на одной зарядке электромобиль может проехать до ста километров. Привод машины можно описать как «3х1», или «передний левый» - редуктор соединен цепью с передним левым колесом, как у восточногерманского «Трабанта». Зато барабанные тормоза - на все три колеса.
- Передние колеса мы взяли от советского газового мопеда. Они жестко закреплены на металлической раме. А вот заднее поворотное колесо - с амортизатором. Это передняя вилка от мотоцикла в сборе, - продолжает Саша. Судя по обилию чертежей и схем, которые парни разложили на капоте, к постройке они готовились основательно.
- Чертежи и эскизы дизайна кузова рисовали почти полгода, - говорит Дмитрий Назаркевич, который разрабатывал внешность электрокара. Но изображение электромобиля сильно отличается от того, как выглядит он сегодня.
- Да, жизнь внесла свои коррективы, - философски произносит Дима, - поэтому многое пришлось упростить.